• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Имение и ссора

    Невесть разбойники, невесть князьки какие,
    Да только люди не простые,
    И счетом двое их всего
    (То есть, вот этих только двое,
    А их число совсем другое),
    С своими войсками соседа своего
    Сложились выгнать вон из кровного владенья
    И разделить потом промеж собой его.
    Ну как отступишься бессорно от именья,
    Да от имения родного своего?
    Где между частных спор случится о именьи,
    Там можно способы через судей найти
    Кое?-как ссору развести;
    Но в этом ссорном положеньи,
    Где всяк считался сам большой,
    Чем тут решить, как не войной?
    Пошла война; людей без счету побивали,
    Так что со стороны смотреть и те устали,
    Которые войной и грабежом живут.
    А должно знать, что тут

    Где войски за себя богов пускают в бой,
    Как скоро только лишь сраженье наступило;
    Здесь каждый сам дрался, без помощи чужой,
    И вот зачем людей так мною побивали.
    И для того иной желал,
    Чтоб уж хоть правый проиграл,
    Лишь только б драться перестали.
    "Да что -- тут некто рассуждал. --
    Хоть ссориться втроем уймутся, --
    Став двое, из того ж именья подерутся".

    Примечание:

    Имение и ссора. Впервые — изд. 1799 г., ч. 3, стр. 33. Печ. по PC, 1872, апрель, стр. 590. Имеются черновые автографы басни с заглавиями: «Вечная война» и «Нападение двух на третьего». В одном из них после ст. 8 следовало:

    Другой же никакой причины не имели,

    После стиха «Пошла война; людей без счету побивали» было: «Так что лишь малым чем и нашим уступали». Ст. 30—31 читались:

    Не будет третьего, так двое подерутся,
    А из имения в ладу не уживутся.

    А должно знать, что тут и т. д. — намек на поэму M. M. Хераскова «Россиада». В XII песни поэмы Иоанн обращается за помощью к богу, который разрушает стены Казани. В черновой рукописи ст. 21—23 читались:

    «Россиаде» было,
    Что войско за себя зиму пустило в бой,

    (Здесь Хемницер допустил неточность: в начале XII песни аллегорическая фигура Зимы действует против российских войск, побуждаемая чародеем Нигрином; колдовство исчезает в результате божественного вмешательства). Критическое отношение к поэме Хераскова Хемницер выразил в наброске «Зачем глупец скоряй до счастья доступает?..» (см. стр. 274) и в неоконченной «Сатире к себе самому» (стр. 273).

    Разделы сайта: