• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (www.sport-data.ru)
  • Муха и паук

    В прекрасном здании одном,
    Великолепном и большом,
    В котором сколько всё искусством поражало,
    То столько ж простотой своей равно прельщало,
    В сем самом здании на камне заседала
    Одна премрачная из мух и размышляла,
    Так, как бы, например, ученый размышлял,
    Когда глубокую задачу раздробляет.
    А что у мух всегда вид пасмурный бывает
    И часто голова ногою подперта
    И бровь насуплена, тому причина та,
    Что много мухи разумеют
    И в глубину вещей стараются входить,
    А не вершки одни учености схватить.
    Премудрой мухе, здесь сидящей в размышленьи,
    В таком же точно быть случилось положеньи.
    Нахмуря плоский лоб полдюжиной морщин
    В искании вещам и бытиям причин,
    "Хотелось бы мне знать, -- сказала, --
    Строенье это от чего?
    И есть ли кто-нибудь, кто сотворил его?
    По-моему, как я об этом заключала,
    То кажется, что нет; и кто бы это был?"
    -- "Искусство, -- пожилой паук ей говорил, --
    Всё, что ты видишь, сотворило;
    А что искусство это было,
    Свидетельствует в том порядок всех частей
    ".
    -- "Искусство? -- муха тут с насмешкой повторила. --
    Да что искусство-то? -- спросила. --
    И от кого оно? Нет, нет, я, размышляя,
    Другого тут не нахожу,
    Как то, что это всё лишь выдумка пустая
    А разве я тебе скажу,
    Как это здание и отчего взялося.
    Случилось некогда, что собственно собой
    Здесь мелких камушков так много собралося,
    Что камень оттого составился большой,
    В котором оба мы находимся с тобой.
    Ведь это очень ясно мненье?"

    Такое мухи рассужденье,
    Как мухе, можно извинить;
    Но что о тех умах великих заключить,
    Которые весь свет случайным быть считают
    Со всем порядком тем, который в нем встречают,
    И лучше в нем судьбе слепой подвластны быть,
    Чем бога признавать, решились?
    Тех, кажется, никак не можно извинить,
    А только сожалеть об них, что повредились.

    Примечание:

    Муха и паук. Впервые — изд. Грота, стр. 284, с неточностями. Печ. по автографу. В сохранившейся редакции басня не получила окончательной отделки. Ст. 3—4 записаны еще в двух вариантах:

    В котором всё своим искусством удивляло
    И столько ж ужасом священным наполняло.

    И если вид его искусством поражал,

    «Так, как бы, например, ученый размышлял»). Вариант заключительного стиха: «Как только тем одним, что разума лишились». В басне нашел отражение философский спор между деистами, утверждавшими, что целесообразность и гармоничность в природе доказывает существование разумного творца (т. н. телеологический аргумент), и атеистами, считавшими, что вселенная возникла в результате самодвижения материи. Деисты неоднократно обвиняли атеистов в том, что возникновение вселенной они объясняют случайностью или слепыми законами природы (судьбой). Спор особенно обострился в связи с выходом «Системы природы» Гольбаха (1770), где материалистический взгляд получил наиболее полное обоснование. Хемницер, знакомый с книгой Гольбаха, развивает точку зрения ее противников — деистов.

    Разделы сайта: