• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Остряк и проезжий

    Что и в уме, когда душа
    Нехороша?
    Народов диких нас глупяе быть считают,
    Да добрых дел они нас больше исполняют;
    А это остяком хочу я доказать
    И про него такой поступок рассказать,
    Который бы его из рода в род прославил,
    А больше подражать ему бы нас заставил.
    У остяка земли чужой наслежник был,
    Который от него как в путь опять пустился,
    То денег сто рублев дорогой обронил,
    Которых прежде не хватился,
    Пока уж далеко отъехал он вперед.
    Как быть? назад ли воротиться?
    Искать ли их? и где? и кто в том поручится,
    Чтоб их опять найти? Лишь время пропадет.
    "Давно уж, может быть, -- проезжий рассуждает, --
    Их поднял кто-нибудь". И так свой путь вперед
    С великим горем продолжает.
    Сын остяков, с двора пошедши за зверями
    И шед нечаянно проезжего следами,
    Мешок, который он дорогой обронил,
    Нашед, принес к отцу. Не зная, чей он был,
    Отец сберег его, с тем, ежели случится
    Хозяину когда пропажи той явиться,
    Чтобы ее отдать.
    По долгом времени опять
    Проезжий тою же дорогой возвратился
    И с остяком разговорился,

    "Так это ты! -- остяк от радости вскричал. --
    Я спрятал их. Пойдем со мною,
    Возьми их сам своей рукою".

    В Европе сто рублев где можно обронить

    Примечание:

    <Остяк> и проезжий. Впервые — изд. Грота, стр. 265,с некоторыми неточностями, исправляемыми по автографу. В автографе заглавие «Войтяк и проезжий», хотя слово «войтяк» в тексте басни не упоминается.

    Остяки, или отяки — обозначение коренных обитателей Сибири, употребительное в конце XVIII — начале XIX в.

    — здесь: человек, оставшийся на ночлег.