Художник некакий, резчик,
В художестве своем и славен и велик,
Задумал вырезать статую
Такую,
Которая б могла ходить
И говорить
И с виду человеком быть.
Резчик статую начинает,
Всё мастерство свое резчик истощевает:
Статуя движется, статуя говорит
И человеческий во всем имеет вид;
Но всё статуя та не человек -- машина:
Статуя действует, коль действует пружина;
Статуе нравственной души недостает.
Искусством чувств не дашь, когда природных нет.
Примечание:
Резчик и статуя. Впервые — изд. 1799 г., ч. 3, стр. 32, под заглавием «Статуя». Печ. по изд. Грота, стр. 256, с восстановлением заглавия по рукописи. Первоначальный вариант последнего стиха: «Которой часто в людях нет». Приводим прозаический набросок концовки (изд. Грота, стр. 256—2,57): «или: Статуя эта много походит на людей, у которых своего ума нет, а живут чужим: что заучили, то и знают, а сами мыслить не могут.
Искусством не возьмешь,
Когда чего природа не дала».
В изд. 1799 г. начало басни читается:
Искусный некакий резчик,
Как труд казался ни велик,
Затеял вырезать статую,
Такую,
Которая б могла ходить, лежать, сидеть,
И слушать, и глядеть,
И, словом, чувства все, как человек, иметь.
После заключительного стиха добавлено:
Со всем тем к ней народ толпами собирался,
Всяк от статуи без ума.
Но с тех пор, знать, весьма
Искусство это расплодилось: