• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Вдова

    Нет, полно больше согрешать
    И говорить, что жен таких нельзя сыскать,
    Которые б мужей сердечно не любили
    И после смерти бы их тотчас не забыли.
    Я сам, признаться, в том грешил
    И легкомыслия порок на жен взносил;
    Но ныне сам готов за женщин я вступиться
    И в верности к мужьям за них хоть побожиться.
    Жена, лишась супруга,
    "Лишилась, -- вопиет, -- тебя я, мила друга,
    И полно мне самой на свете больше жить!"
    Жена терзаться, плакать, рваться,
    Жена ни спать, ни есть, ни пить,
    Жена на то идет, себя чтоб уходить.
    Что ей ни говорят и как ни унимают,
    Что в утешение ее ни представляют,
    Ответ жены лишь тот: "Жестокие, мне ль жить,
    Мне ль жить, лишася друга мила?
    Нет, жизнь моя -- его осталася могила!"
    А этим всем ее отчаянным словам
    Свидетель точный был я сам.
    Вот мужа как жена любила!

    Возможно ль быть,
    Чтоб мужа мертвого так горячо любить?
    Везут покойника к могиле хоронить
    И опускают уж в могилу.
    Жена туда же, к другу милу,
    Всей силою за ним бросается в могилу.
    Ужли б и впрям зарыть себя она дала? --
    Нет, так бы замужем чрез месяц не была.

    Примечание:

    Вдова («Нет, полно больше согрешать..»). Впервые — изд. 1799 г., ч. 3, стр. 24. Печ. по автографу. В одном из черновиков записан следующий вариант окончания басни:

    Я знаю наперед,
    Что скажет шпынь иной: «Вот выдумка какая,
    Где сыщется жена такая?
    Сомнительно, чтобы нашлась хотя одна».
    Да у индейцев что ж? Муж умер, а жена
    В огонь ведь может же бросаться,
    Чтоб из любви к нему сгореть,
    Так для чего ж у нас в могилу не метаться,
    Чтоб вместе с мужем умереть
    И по́ муже в земле зарыть себя хотеть?
    Обидно нам в жена́х своих так сомневаться
    И недоверчивость такую к ним иметь.


    Живут не как у нас с женами,
    II пот зачем их жен к ним чувство таково
    А в наших мудрено ль, что жару нет того,
    Чтоб умереть хотеть по мужа своего?
    Ну, да добро, кто прав, кто виноват — оставим,
    А эту мы жену, пример жена́м, прославим.
    Ужли и впрям зарыть себя она дала?
    Нет, так бы замужем чрез месяц не была.

    В изд. 1799 г. ст. 12—15 читаются:

    Жена терзаться,
    Ни спать, ни есть, ни пить,
    Морить себя и рваться.
    Что ей ни станут говорить

    Вместо ст. 20—25.

    Отчаянным словам
    Я был свидетель сам.
    Вот мужа как жена любила!

    Первоначальный прозаический план басни см. в изд. Грота, стр. 254. Источник басни впервые указан Н. С. Тихонравовым в письме Я. К. Гроту. Благодаря Грота за подаренный ему том «Сочинений и писем Хемницера», Тихонравов писал: «Я прочел этот том с живейшим интересом и позволяю себе обратить Ваше внимание на вновь изданную басню «Вдова». Меня она крайне заинтересовала, потому что сюжет ее имел множество обработок в средневековой литературе, обработок, из которых одна (в знаменитом романе «Семь мудрецов») ходила в русском переводе в XVIII в. Но Хемницер в своей басне пользовался не этим романом и даже не Петронием, а Лафонтеновой «La matrone d'Ephese» («Contes etnouvelles», книга 5). Вот пока единственная заметка, которую могу сообщить Вам по поводу Вашего прекрасного издания» (архив Грота). В другом, более распространенном варианте тот же сюжет разрабатывается Хемницером в оставшемся незаконченным стихотворном рассказе, также озаглавленном «Вдова» (см. Приложения, стр. 265). В рукописи басни сохранился набросок начала:

    Опять-таки на жен! — Да как об них молчать,
    Когда случай сами будут подавать...

    «В басню на женщин. «Опять про нас! Да, кажется, уж довольно об нас говорено». — Опять про вас. Да как про вас не говорить? Кого любишь, о том и говоришь. Или, кто славен, как о том не станешь говорить? Да вы же каждый раз новые подаете причины. Когда бы вас не почитали, ни слова б не сказали. Кого чем больше почитаешь, того тем больше вспоминаешь. Кто больше на уме, о том и говоришь. Как отважиться жениться? Ну, ежели случится жена хороша, так ведь беды. Мы в таком веке живем, что от больших бояр свое не зови своим, когда большому боярину что понравилось» (изд. Грота, стр. 290).