• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Степанов Н.Л.: Иван Хемницер.
    Часть 2

    Часть: 1 2 3 4

    2

    Творчество Хемницера не ограничивалось баснями, которые принесли ему заслуженную известность. Хемницер написал также ряд острых и смелых сатир, едких эпиграмм, весьма важных для понимания его общественных взглядов и творческих принципов, а по своей обличительной силе и художественной завершенности отнюдь не уступающих его басням. Однако сатиры поэта «На худых судей», «На худое состояние службы», «Сатира на поклоны, «Ода на подьячих», «Сатира о разуме» и другие не были напечатаны при его жизни и стали известны лишь в 1873 году (когда их впервые опубликовал Я. Грот в своем издании сочинений и писем Хемницера). Естественно, что в это время сатиры могли вызвать лишь исторический интерес. Это, однако, не меняет их большого значения в творческом наследии Хемницера.

    Сатиры — жанр весьма важный в литературе XVIII века, узаконенный поэтикой классицизма. Уже основоположник русской поэзии Антиох Кантемир выступал прежде всего как автор сатир («К уму своему» и др.), явившись тем самым зачинателем «сатирического направления», которое столь высоко оценил Белинский как направление, подготовившее появление реализма в русской литературе.

    Обличая в своих сатирах современное ему общество, Кантемир проявил большую проницательность в изображении жизни, создав образы широкого социального значения. Важную роль имели сатирические послания и в творчестве крупнейшего представителя русского классицизма — А. П. Сумарокова. Развивая сатирические принципы Кантемира, Сумароков придал своим сатирам еще более злободневно-обличительный характер, гневно осмеивая неправосудие, взяточничество, корыстолюбие и бесчестные проделки подьячих, дворянскую кичливость, увлечение «галломанией». Сумароков облек сатирические послания и в определенную жанровую форму: большая часть его сатир написана шестистопным ямбом с парной рифмой.

    Сатирические послания Хемницера, которые он, по предположению Я. К. Грота, начал писать с 1774—1775 годов, не только дополняют наше представление о нем как о баснописце, но имеют и важное самостоятельное значение. В них особенно полно и резко выражена социальная направленность его творчества. Сатиры Хемницера, в которых он выступает продолжателем традиций Кантемира и Сумарокова, рисуют неприглядную картину тогдашнего государства, его чиновничье-бюрократического аппарата, повального казнокрадства, невежества.

    Хемницер не посягает на сокрушение всего общественного строя, не представляя себе возможности революционных перемен, но он протестует против вопиющих проявлений зла, против той несправедливости и тех безобразий, которые ежедневно и ежечасно творились на всем протяжении Российского государства под эгидой крепостнической монархии. Уже в первой сатире «На худых судей» Хемницер, предвосхищая сюжет и сатирические мотивы комедии В. Капниста «Ябеда», смело обрушился на одно из главных зол самодержавно-бюрократического режима — взяточничество, в особенности взяточничество в судах.

    Сатирик рисует необычайно конкретную и жизненно-типическую картину тогдашних порядков в судах и «приказах»:

    А здесь судья и с ним все писчики берут,
    И до последнего с судьею все воруют,
    И даже сторожа и те с судьей плутуют.
    Зайди в такой приказ: во фрунте все стоят
    И с челобитчиков лишь взятки драть глядят;
    И посторонние, которые случатся,
    Так и у тех просить на водку не стыдятся;
    Не смеешь ведь в карман и за платком сходить, —
    Уж думают тотчас на водку получить;
    Как звери алчные, поводят все глазами,
    Обстав кругом тебя с готовыми руками,
    И, словом, не на суд сей суд — на торг похож.
    Кто был в таких судах, конечно, скажет то ж.

    Убедительно звучит вывод сатирика о практической невозможности найти правосудие, защиту закона в таком суде:

    Скажите, можно ли добра там ожидать,

    Когда судья иль плут, или невежа сущий,
    И тем или другим к несчастью вас ведущий,
    Когда такой судья судити посажен
    И быть хранителем законов наречен.

    Совершенно очевидно, что в сатире речь идет не об одних только судах. Недаром Хемницер добавляет, что само правительство бессильно бороться с множеством злоупотреблений, встречавшихся буквально на каждом шагу. Подробно перечисляя бесчестные плутни, которые творятся кругом, он приходит к грустному выводу, что одной сатирой горю не поможешь:

    Вор прежде воровал и после будет красть, —
    Врожденная ничем неистребима страсть.
    Сатирствуй на него, его тем не исправишь
    И на хороший путь с худого не направишь.
    Хоть сколько про него ни станешь говорить,
    Он будет всё-таки по-своему творить.

    В сатирах и сатирических одах Хемницер значительно чаще, чем Кантемир и Сумароков, обращается к изображению конкретных отрицательных сторон существующего порядка. В отличие от своих предшественников, прежде всего Сумарокова, поэт отказывается от сатирического гротеска, гиперболизма, вразрез с канонами классицизма он расширяет жанровые рамки сатирического послания и «оды», превращая их в своеобразный сатирический «панегирик», иронически «восхваляющий» пороки и недостатки. Кроме того, Хемницер вводит в свои сатиры дидактико-воспитательный элемент, педагогические рассуждения, дополняя бытовые зарисовки, столь характерные для Сумарокова, моральным поучением, основанным на этической и философской оценке явлений.

    В сатирах Хемницер смело выступает не только против взяточничества и круговой поруки чиновников и судейских, но и против аристократического чванства и несправедливости общественных отношений, основанных на преимуществах знатности и богатства. Интересна позиция, занятая Хемницером в полемике о сатире «на лица», которая начата была еще Н. И. Новиковым в «Трутне». Новиков настаивал на сатире «личной», обличавшей определенных, конкретных носителей зла. Хемницер считал слабой стороной такой сатиры недостаточную ее обобщенность. В «Письме к г. К<апнисту>, сочинителю Сатиры I», полемизируя с Капнистом, он подчеркивает, что сатира должна быть обращена к типическим явлениям, обобщать их:

    Я тоже говорю, что в этом ты не прав.
    Ты, вором Вредова в сатире въявь назвав,
    Ему назвать других воров чрез то мешаешь
    И способов его чрез это всех лишаешь,
    Чтоб собственный порок на ближнего сложить
    И многих и других с собою обличить...
    ... Тот, кто сатирою порочных осмехает,
    Не называя въявь, число их умножает:
    Всяк на свой счет тогда насмешку ту берет,

    Вместе с тем Хемницер прямо высказывает свои опасения за судьбу того сатирика, который борется за правду:

    Кто правду говорит — злодеев наживает
    И, за порок браня, сам браненым бывает.
    Кто, говорят, ему такое право дал,
    Чтоб он сатирою своею нас марал?

    Одна из лучших сатир Хемницера — «Ода на подьячих» — по сатирической резкости и силе негодования приобретает социально-обобщенный характер, дает широкую картину всего общественного строя. Являясь по форме «одой», «панегириком» подьячим за их плутни и корыстолюбие, на деле сатира осмеивает и подьячих, и всех тех, кто прибегает к ним в своих нечистых проделках:

    Когда кто в плутнях обличится,
    За кои самый кнут грозит,
    С подьячим должно подружиться:
    Он плутни в честность превратит;
    Он по указам обвиняет
    И по указам оправдает:
    Что криво — назовет прямым,
    Что прямо — назовет кривым.

    Таким образом, Хемницер показывает, что в плутнях и взяточничестве подьячих виновато общество, их окружающее, поощряющее их к преступлениям.

    В творчестве Хемницера сказались новые идейные веяния его эпохи. Ни происхождением, ни воспитанием он не был связан с дворянско-помещичьим кругом, из которого преимущественно выходили тогдашние писатели. Интеллигент-«разночинец» XVIII века, он являлся одним из ранних представителей возникающих буржуазных отношений.

    Занятия точными науками, геологией, физикой способствовали выработке материалистических основ философских воззрений Хемницера. Характерно, что в ряде своих од и размышлений в стихах он обращается к науке, продолжая ломоносовскую традицию, говорит о том круговороте природы, который свидетельствует об относительной ценности вещей, кажущихся богатым и знатным незыблемыми. Так, в рассуждении «О перемене» он заявляет:

    Всё подвластно перемене, что на свете сем ни есть:
    Знатность, слава и богатство, жизнь, имение и честь,
    И на что мы ни взираем,
    Перемену примечаем.

    Для человека подобного строя мыслей, естественно, неприемлемы были ни религиозно-церковная мораль, ни лицемерное преклонение перед властью и золотом.

    через все его произведения. В наброске сатиры о разуме он писал:

    По мненью многих, ум лишь в деньгах состоит.
    Другой мнит: «Я умен затем, что чин имею», говорит.
    А я так о уме не тако понимаю,
    И только то себе я правилом считаю:
    Глупец — глупец, хоть будь в парче он золотой,
    А кто умен — умен в рогоже и простой.

    В сатире «На суету мира», обращенной к Н. А. Львову, Хемницер вновь подробно развивает это требование равенства, уважения к человеку, сурово осуждая привилегии, которые основаны на происхождении и чинах:

    Потребны ли чины, богатство и порода,
    Чтоб отличить себя от низкого народа?
    Мне кажется, благородство не в титлах состоит,
    А истинный его в достоинствах вид.
    Нередко подлеца находим под звездой,
    А благородный дух в одежде лишь простой.

    Богатство и знатность чаще всего развращают человека — таков вывод сатирика.

    Хемницер отвергает ту социальную механику, которая дает все блага в руки знатных и богатых: «И быть других рабов рабами заставляет».


    И способ, как людей уловлять, нашли.
    Издревле ценными дарами награждали,
    Потом уж лентами людей прельщать уж стали.

    Хемницер продолжает многие мотивы и принципы сатир Сумарокова, но он демократичнее последнего. Как и в баснях, в сатирах Хемницер прежде всего нападает на знатных и богатых, на привилегированные дворянско-бюрократические верхи.

    позиций Хемницера. Таковы эпиграммы на А. С. Хвостова, в которых этот малоизвестный литератор неоднократно зло высмеивается за ограниченность своих литературных взглядов. Хвостов являлся правоверным сторонником классицизма и выступал против «новшеств» поэтов державинского кружка, в том числе и против Хемницера. В особенности интересна и важна для понимания литературных взглядов Хемницера одна из эпиграмм, в которой он нападает на Хвостова за недооценку фонвизинского «Послания к слугам моим» — одного из наиболее смелых образцов сатиры конца XVIII века.

    Обращение Хемницера к сатирическим жанрам (сатирическим одам, посланиям, эпиграммам) способствовало и его работе как баснописца. Уже в сатирах определились основные объекты его будущих басен, наметились характерные особенности их языка и стиля.

    14 См.: Л. Е. Боброва. Сборник И. И. Хемницера «Эпиграммы и прочие надписи». — «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 168, ч. 1. Л., 1958.

    Часть: 1 2 3 4