• Приглашаем посетить наш сайт
    Шолохов (sholohov.lit-info.ru)
  • Степанов Н.Л.: Иван Хемницер.
    Часть 3

    Часть: 1 2 3 4

    3

    В историю русской литературы Хемницер вошел прежде всего как баснописец, как непосредственный предшественник Крылова. В создании русской басни ему принадлежит видная и почетная роль.

    Журнал «Сын отечества» в начале XIX века на первое место и перечне лучших русских баснописцев помещает Хемницера: «Русская поэзия весьма богата сочинениями басен или притчей: Хемницер, Дмитриев, Крылов и многие другие смело могут стать наряду с лучшими баснописцами других земель». (15) Популярность басен Хемницера в первой половине ХIХ века была настолько велика, что даже слава Крылова не заслонила их в глазах читателей этой пиры. В развитии русской басни Хемницер явился своего рода переходным звеном от «притч» Сумарокова с их натуралистически-гротескными приемами — к басням Крылова, знаменовавшим победу реалистического начала в басенном жанре.

    «В баснях Хемницер с особенной полнотой выразил свои взгляды, свои общественные и философские принципы и достиг наибольшего художественного совершенства. В них он выступает прежде всего как просветитель, как последователь энциклопедистов» и материалистов XVIII века, обличая и высмеивая пороки и недостатки, порожденные политической и экономической отсталостью России господством депостнически-феодальных отношений

    «Мыслящий ум был признан единственным мерилом всех вещей,— писал о просветителях XVIII века Ф. Энгельс.— ... Все существовавшие дотоле государственные и общественные порядки, все унаследованные от прошлого воззрения были отвергнуты как неразумные и свалены в одну кучу. Мир в течение прошедших веков руководился нелепыми предрассудками; лишь теперь его озарил яркий свет разума, и все прошлое заслуживало лишь сострадания и презрения». (16) Хемницер, однако, не заходил так далеко в своих сомнениях по поводу существующих порядков. Но неразумность феодально-крепостнического, деспотического строя была ясна и для него.

    Политические взгляды Хемницера, его мировоззрение в основном сложились в русле просветительской идеологии. Восставая против несправедливости социального уклада, отвергая деспотический произвол самодержавной власти, критикуя пороки и недостатки современного общества, Хемницер видел выход из всех зол в просвещении и моральном перевоспитании, сохранял веру в просвещенный абсолютизм.

    Эта исторически понятная непоследовательность взглядов баснописца сделала возможными разноречивые оценки его идейной позиции в советском литературоведении. Так, например, Г. А. Гуковский в курсе литературы XVIII века отказал басням Хемницера в сатирической направленности, в общественной активности: «... Немногие «вольные» басни лишены все же отчетливой активности; они осуждают, но не воинствуют. И именно отказ от активности — основной тон басен Хемницера. Он не хочет более бороться; он только критик и моралист, смиряющийся перед «силою вещей». Он пишет ряд басен на общеморальные и общебытовые темы. В других баснях он выступает с проповедью прекращения борьбы. Лучше жить в скромной тиши и не дерзать в соседство бурь — такова мораль басни „Дерево“». (17)

    Верно отметив слабые стороны мировоззрения Хемницера, Г. А. Гуковский неправомерно распространяет их на все его творчество и судит баснописца судом нашего времени. Конечно, Хемницер был далек от революционного протеста и стоял на позициях просветительства. Но ведь за исключением Радищева, в XVIII веке никто из писателей дальше этих позиций не пошел. Поэтому упрекать Хемницера в том, что он не был революционером, не исторично. Точно так же несправедливо отказывать басням Хемницера в сатирической направленности. Значительная часть его басен имеет резкий сатирический характер («Побор львиный», «Дележ львиный», «Осел в уборе», «Привилегия», «Лестница» и другие), хотя многие из них, видимо именно в силу их остроты и резкости, сам баснописец не решился опубликовать и они были напечатаны уже после его смерти.

    Другая точка зрения была высказана недавно А. В. Десницким, который, отвергая оценку Г. А. Гуковского, стремился представить Хемницера последовательным врагом самодержавия, непримиримым обличителем и сатириком, решительно отрицавшим общественные порядки своего времени. Так, противопоставляя Хемницера Карамзину, как защитнику дворянской умиротворенности, А. В. Десницкий приходит к выводу, что Хемницер боролся за «освобождение» народа совсем на манер Радищева: «У Хемницера не было приверженности Карамзина к традиционно сложившимся дворянским общественным учреждениям, а наоборот, он возлагал надежды на самые большие неожиданности. Если для Карамзина была характерна формула: сначала просвещение, потом освобождение, то у Хемницера отчасти можно усматривать обратное: сначала освобождение, принесенное временем, потом просвещение». Но если «сначала освобождение», то это программа Радищева, если же «освобождение, принесенное временем», то тогда и различие с Карамзиным утрачивается.

    В стремлении приписать творчеству Хемницера революционное звучание А. В. Десницкий пытается изобразить баснописца последовательным врагом монархии. Но на самом деле Хемницер не был им. Как и все просветители XVIII века, Хемницер верил, что социальное зло может быть исправлено при помощи закона и «добродетельного» монарха, стоящего над интересами отдельных групп. Поэтому, критикуя дурных царей, деспотизм тиранов он отнюдь не посягает на самый институт самодержавия. Эту мысль с особенной определенностью Хемницер выразил в басне «Добрый царь», в которой высказал убеждение в том, что не крутые и резкие перемены, а постепенное распространение «просвещения» приведут к порядку и справедливости.

    Какой-то царь, приняв правленье,
    С ним принял также попеченье
    Счастливым сделать свой народ;
    И первый шаг его был тот,
    Что издал новое законам учрежденье
    Законам старым в поправленье;
    А чтоб исправнее закон исполнен был,
    То старых и судей он новыми сменил.
    Законы новые даны народу были

    Во всем и вся была отмена хороша,
    Когда б не старая в судьях иных душа.
    А тотчас это зло поправить
    Царь способов не находил,
    Но должен это был
    И воспитанию и времени оставить.

    Итак, «добрый» и справедливый царь, дарующий народу «новые законы», надежда на «воспитание и время», которые должны помочь исправлению недобросовестных судей и всеобщему благополучию,— такова «программа» Хемницера

    Но, обличая корыстолюбивых вельмож, неправедных судей, взяточников-подьячих, Хемницер понимал, что зло заключается не только в плутнях чиновников, а в устройстве всей общественной системы. Он предлагает «наблюдать порядок», начиная с высших ступеней административной иерархии, поскольку именно здесь определяется направление всего хода вещей. В басне «Лестница», одной из самых смелых и откровенных басен Хемницера, довольно недвусмысленно об этом и сказано:

    Хозяин некакий стал лестницу мести;
    Да начал, не умея взяться,
    С ступеней нижних месть. Хоть с нижней сор сметет,
    А с верхней сор опять на нижнюю спадет.
    «Не бестолков ли ты? — ему тут говорили,
    Которые при этом были. —
    Кто снизу лестницу метет?»

    На что бы походило,
    Когда б в правлении, в каком бы то ни было,
    Не с вышних степеней, а с нижних начинать
    Порядок наблюдать?

    «Привилегия», «Лев, учредивший совет», «Дележ львиный», «Львове путешествие», «Дионисий и министр его» и другие, — содержат суровое и едкое осуждение злоупотребления верховной властью.

    В басне «Привилегия» Хемницер рисует картину всеобщего грабежа и насилия, царящих в условиях деспотического государства:

    Какой-то вздумал лев указ публиковать,
    Что звери могут все вперед, без опасенья,
    Кто только смог с кого, душить и обдирать.
    Что лучше быть могло такого позволенья
    Для тех, которые дерут и без того?
    Об этом чтоб указе знали,
    Его два раза не читали.
    Уж то-то было пиршество!
    И кожу, кто лишь мог с кого,
    Похваливают знай указ да обдирают.

    Это жестокое беззаконие, произвол и насилие, оказывается, вызваны были еще более коварным и кровожадным расчетом льва: те из его подданных, которым удастся съесть других, слабых и беззащитных, сами станут жирнее и, таким образом, доставят монарху наиболее питательную и вкусную пищу:

    Когда ж, по Львову расчисленью,
    Указ уж действие свое довольно взял,
    По высочайшему тогда соизволенью
    Лев всем зверям к себе явиться указал.
    Тут те, которые жирняе всех казались,
    Назад уже не возвращались.

    Обличительный, сатирический смысл этой басни настолько смел и широк, что Хемницер сам его испугался и приделал к басне искусственную концовку об «откупщиках», о которых якобы и написана басня.

    «Дележ львиный», сюжет которой (восходящий к Лафонтену) был близок просветителям и неоднократно встречался у русских баснописцев XVIII века (А. Сумарокова, В. Майкова, Державина, вплоть до Крылова), показаны произвол и беззаконие, неизбежные при деспотической власти тирана. Лев, который принял условия договора о равном дележе добычи, когда дело доходит до дележа, пользуясь своей силою, захватывает всю добычу сам:

    «... Еще четверту часть беру себе же я
    По праву кто кого сильняе.
    А за последнюю лишь только кто примись,
    То тут же и простись».

    Просветительское понимание общественных противоречий: противопоставление права бесправию, законности — злоупотреблению силой выражено здесь с примерной ясностью и последовательностью.

    Не менее резкой сатирой на деспотизм самодержавной власти, сатирой тем более смелой и острой, что она метила в безграничное честолюбие самой государыни Екатерины II, считавшей себя великим «философом на троне» и претендовавшей на писательские лавры, является басня «Дионисий и министр его». Министр в этой басне пытается сказать тирану Дионисию правду о его стихах. Но честолюбивый тиран сажает дерзкого министра в тюрьму. В этой басне существенно не только осуждение самовлюбленного и жестокого тирана («Слух о делах его и ныне ужасает»), но и восхищение баснописца стойкостью министра, который находит в себе силу не потакать и не льстить тирану.

    Басенная сатира Хемницера обращена прежде всего против господствующей бюрократической верхушки, В басне «Лев, учредивший совет» Хемницер зло издевается над тупоумием и бездарностью царских вельмож и приближенных. Лев, учреждающий «совет» из «слонов» и «ослов» (поскольку одних «слонов» не хватило), — это едкая насмешка над всякими якобы «конституционными» учреждениями, вроде сената, которые создавались монархами для прикрытия своего неограниченного произвола. Но Хемницер иронизирует не только над львом, но и над его приспешниками. «Совет» задуман был для того, чтобы «ослы» понабрались ума от «слонов», на деле же оказалось нечто совершенно противоположное:

    Однако, как совет открылся,
    Дела совсем другим порядком потекли:
    Ослы слонов с ума свели.

    Особо следует остановиться на не печатавшейся при жизни Хемницера басне «Львове путешествие». Эта басня по своему сатирическому замыслу и сюжету предваряет одну из наиболее смелых басен Крылова — «Рыбьи пляски». В ней Хемницер высмеивает и сомнительное «благородство» правителя-льва, проявляющего весьма своеобразную заботу о благополучии своих подданных, и всю бюрократическую систему царящего беззакония и круговой поруки. Его лев считает себя милосердным и благородным правителем потому только, что, сдирая сам кожи с подданных, не дает этого делать своим министрам и правительственным чиновникам:

    Один какой-то лев когда-то рассудил
    Всё осмотреть свое владенье,
    Чтоб видеть свой народ и как они живут.
    Лев этот, должно знать, был лучше многих львов —
    Не тем чтоб он щадил скотов
    И кожи с них не драл. Нет, кто бы ни попался,
    Тож спуску не было. Да добрым он считался,
    Затем что со зверей хоть сам он кожи драл,

    Всяк доступ до него имел и защищался.

    Хемницер, однако, делает ядовитое замечание по поводу этой этой царской привилегии:

    И впрям, пусть лев один уж будет кожи драть,
    Когда беды такой не можно миновать.
    Природа, говорят, уж будто так хотела
    И со зверей других льву кожи драть велела.

    В басне «Пес и львы» Хемницер рисует неприглядную картину жизни господствующих верхов:

    Пес видит, что у львов коварна жизнь идет:
    Ни дружбы меж собой, ни правды львы не знают,
    Друг друга с виду льстят, а внутренно терзают...

    Пес убегает от львов и, вернувшись домой, рассказывает:

    Нет, наказание достаться жить ко львам,
    Где каждый час один другого рад убить,
    А вся причина та (когда у львов спросить):

    Это резкое осуждение кровожадных нравов вельможных «львов» баснописец также не решился опубликовать.

    Хемницер был не только моралистом, но и сатириком, которого остро волновали социальные проблемы. Среди его басен немало откликов на самые жгучие политические вопросы своего времени. Хорошо знавший по личному опыту, что такое война, Хемницер и в своих баснях осуждает войны, подчеркивая, что они не нужны народным массам. В басне «Два льва соседи» (не напечатанной при жизни баснописца) он показывает нелепость войны, затеваемой государями лишь из корыстных и честолюбивых целей:

    Два льва, соседи меж собой,
    Пошли друг на друга войной,
    — никто не знает;
    Так им хотелось, говорят.
    А сверх того, когда лишь только захотят,—
    Как у людских царей, случается, бывает, —
    Найдут причину не одну,

    В результате войны один из львов теряет земли, ему принадлежавшие. При победителе, «за новым львом», жизнь «зверей» не изменилась; лев, проигравший войну, снова через некоторое время отвоевывает прежние владения. Каков же результат для народа? Хемницер прямо говорит, что война бессмысленна, кроме бед и разрушений ничего не приносит:

    Какую ж пользу лев тот прежний получил,
    Что на другого льва войною он ходил?
    Родных своих зверей, воюя, потерял,

    Вот какова война: родное потеряй,
    А что завоевал, своим не называй

    Резко выступал баснописец и против религии Подобно большинству просветителей XVIII века, он был деистом решительно отрицал религиозные предрассудки и обряды. В басне «Народ и идолы» Хемницер выступил с осуждением «жрецов» и религиозных обрядов указывая, что они выдуманы были священнослужителям и для их корыстных целей:

    А чтоб обманывать народ,

    Что разных идолов народу вымышляли:
    Везде, где ни был жрец, и идолы бывали…

    В басне «Метафизический ученик» Хемницер высмеивает отвлеченное умствование, которое не способно разрешить вопросы, поставленные реальной действительностью. Глупец, изучавший за границей модную метафизическую философию, попадает в яму и, вместо того чтобы оттуда выбраться, предается глубокомысленным философским размышлениям:

    Отец с веревкой прибежал.
    «Вот, — говорит, — тебе веревка, ухватись
    Я потащу тебя; да крепко же держись.
    Не оборвись!..»
    — «Нет, погоди тащить; скажи мне наперед:
    Веревка вещь какая?»

    Писатель-просветитель, Хемницер неизменно разоблачал гонителей и хулителей науки и просвещения. В басне «Медведь-плясун» он рассказывает о той зависти и недоброжелательности, которыми встречают невежды любое новшество. Столь же язвительно высмеивается невежество и в басне «Попугай».

    Но многих баснях Хемницера отчетливо выражены настроения и взгляды демократических слоев тогдашнего общества.

    При всех своих иллюзиях баснописец ясно видит пропасть, разделяющую мир бедняков и богачей. В басне «Богач и бедняк» Хемницер с гневом и возмущением говорит о власти денег, унижающей достойнейших людей и возводящей подлых и ничтожных «скотов» на положение господ:

    Сей свет таков, что кто богат,

    Хоть не имей заслуг, ни чина
    И будь скотина;
    И кто бы ни был ты таков,
    Хоть родом будь из конюхов,

    А бедный, будь хоть из князей,
    Хоть разум ангельский имей
    И все достоинства достойнейших людей, —
    Того почтенья не дождется,

    Хемницер неоднократно возвращается к вопросу социального неравенства, несправедливости того общественного порядка, при котором бесчиновные и неимущие труженики обречены на нищету и унижение со стороны богатых и знатных тунеядцев. Эту мысль наиболее последовательно баснописец развивает в басне «Конь верховый», противопоставляя в ней «гордому» «верховому коню» простую труженицу-клячу. Конь важничает и чванится своим убором тем, что всяк ему «дорогу» уступает, на что скромная рабочая ло шадь дает ему справедливую отповедь:

    Несносна кляче спесь коня.
    «Пошел, хвастун! — ему на это отвечает. —
    Оставь с покоем ты меня.

    И мною насмехаться?
    Не так бы хвастать ты умел,
    Когда бы ты овса моих трудов не ел».

    Демократическая мораль этой басни предвосхищает мысль, легшую впоследствии в основу басни Крылова «Листы и корни». Это демократическая позиция, это сатира, острием своим направленная против паразитических верхов, правящих страной, против дворян, помещиков-крепостников, живущих эксплуатацией народных масс. Не будем упрекать Хемницера за недостаточную отчетливость его политической позиции. Во-первых, в басне почти всегда неизбежна известная отвлеченность, широта сатирического адреса, а во-вторых, цензурные опасения заставляли баснописца многое недоговаривать. Просветительские взгляды Хемницера, являясь передовыми и прогрессивными для его времени, были в то же время ограниченны, поскольку все социальные противоречия объяснялись лишь нарушением неизменных законов разума.

    менее осудил крепостнические порядки, «волчий» закон помещичьего государства, разорявшего и обрекавшего на нищету основную часть народа. В басне «Волчье рассужденье» он по этому поводу говорит:

    Увидя волк, что шерсть пастух с овец стрижет,
    «Мне мудрено, — сказал, — и я не понимаю,
    Зачем пастух совсем с них кожу не дерет?
    Я, например, так я всю кожу с них сдираю,

    Зачем бы и ему не так же поступать?»

    Слон, волчье слыша рассужденье,
    «Я должен, — говорит, — тебе на то сказать:
    Ты судишь так, как волк; а пастухово мненье

    С тебя, да и с господ иных примеры брать —
    Не будет наконец с кого и шерсть снимать».

    Прозрачный намек на «господ иных», которые готовы со своих крепостных не только остричь шерсть, но и шкуру содрать, — определенно говорит об антикрепостнической направленности этой басни.

    Многие басни Хемницера проникнуты пессимистическим настроением. Их смысл сводится к признанию невозможности изменить существующий порядок и поэтому необходимости подчиниться ему.

    «Дурак и тень» Хемницер призывает довольствоваться малым, отказаться от попыток поймать несбыточное «счастье»:

    «Ты счастья ищешь, а не знаешь,
    Что ты, гоняяся за ним, его теряешь.
    Послушайся меня, и ты его найдешь:
    Остановись своим желаньем

    В котором ты живешь».

    Хемницер отнюдь не проповедовал беспрекословной покорности, подчинения злу. Однако самое противопоставление «свободы» и «неволи» приобретало у него абстрактный характер. Такова, например, басня «Воля и неволя», в которой голодный, истощавший волк встречается с сытой собакой, сидящей на привязи. Собака хвастается своей сытной, роскошной жизнью, костями и обильными остатками от хозяйских пиров, которые ей перепадают. Волк увлечен рассказом собаки и готов уже вместе с нею идти к ее хозяевам, но он замечает у нее на шее следы привязи:

    «На привязи? — тут волк вскричал. —
    Так ты не всё живешь на воле?»—
    «Не всё; да полно, что в том нужды?» — пес сказал.
    — «А ну́жды столько в том, что не хочу я боле
    Ни за́ что всех пиров твоих;
    Нет, воля мне дороже их,
    А к ней на привязи, я знаю, нет дороги!» —

    Однако самое понимание «воли» и здесь весьма абстрактно и лишено конкретного социального наполнения.

    Мораль басен Хемницера демократическая и в то же время практически применимая мораль. Баснописец смотрит на явления общественной жизни и на социальные противоречия с позиций человека, уважающего труд, враждебного паразитизму аристократических, дворянских верхов. В традиционный сюжет басни «Лошадь и осел» он вкладывает не только общечеловеческий, но и конкретно-социальный смысл. Спесивая лошадь, не соглашающаяся помочь ослу, несущему на себе непосильную тяжесть, наказана тем, что осел подыхает, а лошади приходится нести весь его груз.

    Пороки и недостатки, которые осмеивает и осуждает Хемницер,—это прежде всего пороки представителей высшего, привилегированного круга. В басне «Благодеяние» (сюжет заимствован у Геллерта) Хемницер показывает всю меру, ханжества, лицемерия и скупости богачей. Неожиданно разбогатевшая вдова, которая получила в наследство миллион, всем только и говорит о своем желании помогать бедным. Когда же к ней приходит за милостыней нищий, «благодетельница» предстает в подлинном своем виде:
    «Суди бог, — говорит, — кто бедных покидает!»

    Положительные идеалы Хемницера отнюдь не сводятся к проповеди одной только «умеренности и аккуратности». Хемницер проповедует мораль трудящегося человека, который прежде всего протестует против того, что блага общества принадлежат тунеядцам. Напомним такую басню Хемницера, как «Пчела и курица». Ее мораль в противопоставлении скромного труда незаметного труженика, приносящего пользу всему обществу,—надменной кичливости аристократической курицы, шумливо восхваляющей свои заслуги. Мораль этой басни предваряет нравоучение знаменитой крыловской басни «Орел и пчела», также противопоставляющей полезный труд пчелы гордыне орла. У Хемницера пчела дает такую отповедь заносчивой курице:

    А я, ты думаешь, без дела всё бываю,
    Затем что я труды свои не разглашаю.
    Нет,

    А в улей загляни: спор то́тчас наш решится;
    Узнаешь, кто из нас поболее трудится.
    С цветков же мед <сбираем> мы другим,
    А что при нашей мы работе не шумим,

    Та же трудовая мораль выражена и в басне «Стрелка часовая». Хвастливая часовая стрелка похваляется тем, что она «стоит домов всех выше», и на этом основании считает, что может относиться с пренебрежением к остальным частям часового механизма. На похвальбу самонадеянной стрелки другие части отвечают:

    Знай, если бы не мы тобою управляли,
    Тебя бы, собственно, ни во́ что не считали.
    Ты хвастаешь собой,

    Который за себя работать заставляет,
    А там себя других трудами величает.

    Этот основной мотив уважения к труду подлинных, хотя и нетипичных тружеников знаменовал демократическую тенденцию в мировозрении и творчестве Хемницера.

    В баснях Хемницера уже намечалось утверждение прав «частного», простого человека, рисовался идеал благополучного существования людей среднего сословия Интересна в этом отношении басня «Два семейства», представляющая пересказ сюжета картины Греза, виденной баснописцем во время пребывания в Париже (правда, басня эта не оригинальна, а представляет собой подражание басне Обера из книги «Соntеs mоrаux sur les tableaux dе Greuzе, раr Aubert. Paris, 1761—1763).

    Семейством сча́стливым представлен муж с женой,
    Плывущие с детьми на лодочке одной
    Такой рекой,
    Где камней и меле́й премножество встречают,

    Идеал умеренности, добродетели, разумного скромного существования, определяемого кодексом благонамеренной буржуазной морали, неоднократно высказывается Хемницером. Он опасается резких, «своевольных» действий и поступков, настаивая на умеренности и послушании. В басне «Дворная собака» Хемницер укоряет дворовую собаку, пытавшуюся уйти от своего хозяина, резюмируя мораль терпения и смирения:

    Собаки добрые с двора на двор не рыщут
    И от добра добра не ищут.

    Подобная проповедь умеренности, довольства малым провозглашена была еще Кантемиром. «Тот в сей жизни лишь блажен, кто малым доволен».

    «сильную сторону творчества Хемницера составляет критическая его струя. Когда же Хемницер пытается показать свой положительный идеал, то выглядит этот идеал очень отвлеченно». (18) Не следует, однако, забывать, что положительный идеал в условиях того времени едва ли мог приобрести конкретно-политическое оформление. Важно другое: что этот идеал у Хемницера в основе своей демократичен.

    Примечания:

    15 «Сын отечества», 1817, т. 38, стр. 167.

    16 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 14. М. — Л., 1931, стр. 357.

    17 Г. А. Гуковский. Русская литература XVIII века. М., 1939, стр. 318.

    — История русской литературы, т. 4. М—Л., 1937, стр. 479.

    Часть: 1 2 3 4

    Раздел сайта: