• Приглашаем посетить наш сайт
    Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru)
  • Письмо ("Вот как, мой друг, судьба играть изволит нами... ")

    Вот как, мой друг, судьба играть изволит нами;
    Мы нехотя ее окованы цепями.
    Я полагал было себя определить,
    Чтоб сходно с склонностью моею век прожить:
    В науках, например, приятных упражняться
    И светских всех сует как можно удаляться,
    То с равнодушием об оных размышлять,
    А иногда пером их тайно осмеять
    Да Львов мне не дал жить, как жить бы мне желалось
    (Отчасти он и прав, мне после показалось).
    «Послушай, — он сказал, — совета моего:
    Без денег ум не ум и знанье ничего,
    А от наук одних ты не разбогатеешь
    И потеряешь то еще, что ты имеешь.
    Стихам себя хотя утешно посвятить,
    Да бойся по миру ты от стихов ходить.
    Нет, сделай наперед себе ты состоянье».
    Итак, вхожу теперь в большое то познанье,
    Как деньги, сильну власть всего, приобретать

    Представь себе, что я чрез деньги делать стану:
    Всё будет моему покорствовать карману.
    Вот первое, что я хочу тогда начать:
    Хвостов подкуплен быв Фонвизина ругать,
    Я передам ему, чтоб больше не бранился,
    Стихи бы не срамил и сам бы не срамился:
    «Чем больше будешь ты Фонвизина бранить,
    Тем больше будешь ты его чрез брань хвалить.
    Ты сам его, скажу, хоть втайне почитаешь,
    Да въявь затем бранишь, что плату получаешь».
    И мой Хвостов тогда не только замолчит,
    Но брань подкупщику он тут же сочинит.
    В театрах, например, я сколько их ни знаю,
    Так неустройство в них большое примечаю;
    А чтоб порядок в них с устройством виден был,
    Я <в> ложи и партер за всех бы уплатил
    И впуск позволил бы иметь по рассмотренью,
    Сказавши зрителям-невежам к устыженью:
    «Вы, кои Талию сбираетесь смотреть,

    Слова ее глушить рассказами своими
    И зрителям скучать нелепостьми такими
    Те, кои, зная вкус в игра́х богини сей,
    Приходят ей внимать, а не шуметь пред ней, —
    А вы, сюда вошед зачем, не зная сами,
    Ступайте тешиться вы с прочими глупцами.
    Театр вам говорит: ступайте прочь отсель
    Смотреть на игрища в опальный карусель!»
    Вот так бы всяко зло, где только показалось,
    Чрез выкуп деньгами всё больше уменьшалось
    Карману царскому, ты скажешь, должно быть,
    Когда чрез деньги зло хотеть всё выкупить,
    Нет, силам буду я своим собразоваться;
    Иному злу уж злом и будет оставаться.
    Когда б казна царей зло выкупать могла,—
    Так уж давно следов не видели бы зла.

    Примечание:

    Письмо. Впервые — изд. Грота, стр. 352, под заглавием «Послание». Печ. по автографу. Написано в середине 1782 г., накануне отъезда Хемницера в Смирну, что ясно видно из прозаического плана «Письма». Отрывок, начинающийся со стиха «Вы, кои Талию сбираетесь смотреть» и кончающийся стихом «Смотреть на игрища в опальный карусель», был написан раньше как отдельная эпиграмма. Возможно, что «Письмо» предназначалось В. В. Капнисту, которого в это время не было в Петербурге. Приводим отрывок из прозаического плана: «Я уезжаю, любезный друг, для занятия поста, который, говорят, даст мне возможность составить себе значительное состояние, впрочем совершенно честным и позволительным образом. Не имея состояния, я должен позаботиться, чем жить впоследствии. Не то чтобы я хотел употребить свои средства на дела непозволительные; нет, боже упаси меня от этого. Ибо чего нельзя сделать с деньгами? Они заставляют умных молчать, а глупцов научают говорить. Но что до меня, вот на что я буду употреблять свои деньги: в числе других добрых дел, которые я буду стараться исполнить, — если найдется довольно низкий и злой человек, который захочет подрядить, например, Хвостова за высокую плату писать пасквили на хорошего писателя, положим на Фонвизина или на кого-нибудь другого, то я ему дам вдвое, чтоб он этого не делал. И я буду иметь удовольствие обезоружить деньгами как того, кто подстрекнул автора пасквиля, так и самого пасквилянта» (изд. Грота, стр. 352—354; подлинник по-французски).

    Хвостов подкуплен быв Фонвизина ругать. См. примеч. к эпиграммам на Хвостова, стр. 342.

    нравов, чтобы срывать неугодные спектакли. Одного из них вывел В. И. Лукин в комедии «Награжденное постоянство»: «Мы становимся к оркестру в разных кучках, человек по пяти. Кричим громко, нюхаем табак и очень часто харкаем и сморкаем, переходим с места на место и через людей перекликаемся. В самых важных и лучших явлениях делаем или говорим какие-нибудь шутки... а если и это не поможет, смеемся во все горло» (см : Л. Н. Майков. Литературные мелочи екатерининского времени. — Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII веков. СПб., 1889, стр. 319).

    Смотреть на игрища в опальный карусель. Имеется в виду амфитеатр, построенный в 1766 г. перед Зимним дворцом в Петербурге для так называемого «каруселя» —костюмированного праздника, состоявшего из конных состязаний. Впоследствии это здание в течение некоторого времени использовалось для представлений народного театра, а затем было снесено.

    Разделы сайта: