Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Я"
Список лучших слов
Кол-во | Слово (варианты) |
4 | ЯБЕДА (ЯБЕДЫ) |
1 | ЯВИВШИЙ |
26 | ЯВИТЬ (ЯВИЛ, ЯВИЛО, ЯВИЛА, ЯВИШЬ) |
8 | ЯВЛЕНИЕ (ЯВЛЕНИЯ, ЯВЛЕНИЙ, ЯВЛЕНИЯМ, ЯВЛЕНИЯХ) |
2 | ЯВЛЕНЬИ |
32 | ЯВЛЯТЬ (ЯВЛЯЕТ, ЯВЛЯЛ, ЯВЛЯЮТ, ЯВЛЯЛА, ЯВЛЯЯ) |
7 | ЯВНЫЙ (ЯВНЫЕ, ЯВНО, ЯВНЫМ) |
2 | ЯВСТВЕННЫЙ (ЯВСТВЕННО) |
2 | ЯВСТВОВАТЬ (ЯВСТВУЕТ) |
1 | ЯВЬ (ЯВИ) |
1 | ЯГНЯТА |
4 | ЯД (ЯДОМ) |
2 | ЯДОВИТЫЙ (ЯДОВИТОЕ) |
1 | ЯДРО |
5 | ЯЗВА (ЯЗВЕ, ЯЗВЫ) |
1 | ЯЗВИТЕЛЬНЫЙ (ЯЗВИТЕЛЬНО) |
1 | ЯЗВИТЬ (ЯЗВИТЕ) |
63 | ЯЗЫК (ЯЗЫКА, ЯЗЫКУ, ЯЗЫКЕ, ЯЗЫКОМ) |
6 | ЯЗЫКОВЫЕ (ЯЗЫКОВОМУ, ЯЗЫКОВЫХ, ЯЗЫКОВ, ЯЗЫКОВОМ) |
1 | ЯЗЫЧНИК (ЯЗЫЧНИКИ) |
2 | ЯЙЦО (ЯЙЦУ) |
7 | ЯК (ЯКОВ) |
5 | ЯКОБ (ЯКОБЫ) |
10 | ЯКОВ (ЯКОВУ) |
1 | ЯКОВЛЕВА |
1 | ЯКОВЛЕВИЧ |
9 | ЯКОРЬ (ЯКОРЯ) |
16 | ЯМА (ЯМУ, ЯМОЮ, ЯМЕ, ЯМ) |
2 | ЯМБ (ЯМБОМ) |
1 | ЯН, ЯНА (ЯНЫ) |
9 | ЯНВАРЬ (ЯНВАРЯ) |
3 | ЯНЫЧАР (ЯНЫЧАРАМ, ЯНЫЧАРА) |
6 | ЯРКИЙ (ЯРКАЯ, ЯРКИХ, ЯРКИЕ, ЯРКИМ) |
4 | ЯРКОСТЬ (ЯРКОСТЬЮ, ЯРКОСТИ) |
1 | ЯРОСТНЫЙ (ЯРОСТНО) |
1 | ЯРОСТЬ |
1 | ЯРУС (ЯРУСА) |
1 | ЯРЫЙ |
4 | ЯСНОСТЬ (ЯСНОСТИ, ЯСНОСТЬЮ) |
17 | ЯСНЫЙ (ЯСНО, ЯСНЕЕ, ЯСНУЮ, ЯСНА, ЯСНЫ) |
1 | ЯСТВА |
4 | ЯСТРЕБ (ЯСТРЕБА) |
11 | ЯХТА (ЯХТЫ, ЯХТУ, ЯХТЕ) |
Несколько случайно найденных страниц
по слову
ЯВЛЯТЬ (ЯВЛЯЕТ, ЯВЛЯЛ, ЯВЛЯЮТ, ЯВЛЯЛА, ЯВЛЯЯ)
Входимость: 4. Размер: 35кб.
Часть текста: в русской литературе XVIII века знаменовало ее реалистические тенденции, ее тесную связь с жизнью. В условиях деспотического гнета самодержавно-крепостнической монархии, сковывавшей прогрессивные устремления русской общественной мысли, басня предоставляла возможность «эзоповским языком» критиковать и осмеивать общественные неполадки, разоблачать несправедливость государственного строя. Поэтому в условиях русской действительности басня из отвлеченно моралистического жанра становилась средством сатирического обличения. Эту сатирическую направленность басенному жанру придал уже один из крупнейших русских баснописцев XVIII века — А. П. Сумароков, особенно яростно выступавший против чиновничье бюрократического аппарата — «подьячих», судейских и прочего «крапивного семени». Дворянский просветитель, Сумароков провозгласил принцип сатиры — «издевкой править нрав» — как принцип вмешательства литературы в жизнь, как своего рода общественную «самокритику». Сумароков первым придал басне национальный, даже народный колорит. Это сказалось не только в его обращении к сюжетам, взятым из русской жизни, но и прежде всего в сближении басни с народным творчеством — сказкой, притчей, пословицей. Именно из народного творчества черпал баснописец свои краски, словесный материал. Сумароков рассматривал басню под углом зрения классицистической теории «трех штилей», делившей литературу в зависимости от её содержания на три разряда: «высокий», «средний» и «низкий». Для него басня была «низким», плебейским жанром. Поэтому-то он и считал возможным (и даже должным) прибегать в ней к грубому, «мужицкому» слогу и шутовскому балагурству. Во «Второй эпистоле о стихотворстве» Сумароков так определил особенности...
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Часть текста: сатиры могли вызвать лишь исторический интерес. Это, однако, не меняет их большого значения в творческом наследии Хемницера. Сатиры — жанр весьма важный в литературе XVIII века, узаконенный поэтикой классицизма. Уже основоположник русской поэзии Антиох Кантемир выступал прежде всего как автор сатир («К уму своему» и др.), явившись тем самым зачинателем «сатирического направления», которое столь высоко оценил Белинский как направление, подготовившее появление реализма в русской литературе. Обличая в своих сатирах современное ему общество, Кантемир проявил большую проницательность в изображении жизни, создав образы широкого социального значения. Важную роль имели сатирические послания и в творчестве крупнейшего представителя русского классицизма — А. П. Сумарокова. Развивая сатирические принципы Кантемира, Сумароков придал своим сатирам еще более злободневно-обличительный характер, гневно осмеивая неправосудие, взяточничество, корыстолюбие и бесчестные проделки подьячих, дворянскую кичливость, увлечение «галломанией». Сумароков облек сатирические послания и в определенную жанровую форму: большая часть его сатир написана шестистопным ямбом с парной рифмой. Сатирические послания Хемницера, которые он, по предположению Я. К. Грота, начал писать с 1774—1775 годов, не только дополняют наше представление о нем как о баснописце, ...
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: ("Кто тайны собственной своей не сохранил... ") Кто тайны собственной своей не сохранил, Как требовать, чтоб тот другого тайну скрыл? Примечание: Двустишие «Кто тайны собственной своей не сохранил...» впервые — изд. Грота, стр. 292. Часть двустиший опубликована Л. Е. Бобровой в Ученых записках ЛГПИ, т. 164, ч. 2, 1957, стр. 67—68, и «Сборнике научных статей» (Барнаул, пед. ин-т), вып. 3, 1958, стр. 327, 329; остальные печатаются впервые по автографам. Двустишия в XVIII в. представляли собой самостоятельный жанр (иногда назывались билетом, т. к. писались на пригласительных билетах). Среди рукописей Державина сохранился такой «билет», написанный, по-видимому, на Хемницера, перед отъездом его в Смирну (ГПБ, архив Державина, т. 1): БИЛЕТ Иванушкой зовут, Иван его отец. Торговый будет гость, изрядный молодец. Часть двустиший Хемницера являются, несомненно, самостоятельными законченными произведениями. Однако возможно, что среди публикуемых...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: уставы, Коль превратить закон и правы Иль обмануть в суде судей Для пользы собственной своей. Когда на конной торг бывает И если лошадь кто купил, Указ тогда повелевает, Чтоб пошлину тот заплатил Но если дорог конь случится, Ведь пошлиною разорится Подьячий тотчас даст совет. Конь в сто рублев за рубль пойдет. Когда кто в плутнях обличится, За кои самый кнут грозит, С подьячим должно подружиться: Он плутни в честность превратит, Он по указам обвиняет И по указам оправдает: Что криво — назовет прямым, Что прямо — назовет кривым. Напрасно на подьячих взносят, Чо взятки будто бы дерут, И честь подьяческу поносят, — Они отнюдь их не берут. Все вот о них что утверждают И вот чем пуще нападают, Ссылаясь на указы в том, И все хотят, чтоб их кнутом. Указы взятки запрещают И строго взыскивают их; Подьячие и наблюдают Законов строгость точно сих: Брать взятки взятками не можно (Вот что заказано неложно), Подарки же по дружбе брать — На то указа не видать. Не должно на подьячих злиться И честь их столько порицать, Когда просить от них случится, Чтоб в ну́жде помощи подать. Бояра сами их не любят, Но почесть им они ж сугубят, Чтобы напастей избежать И от крючков их не страдать. Подьячие весьма полезны, Хоть что про них ни говорят: Они бездельникам любезны, Пусть честные их все бранят. Давно б иной кнута отведал, Давно б законов власть изведал, В бездельствах ставши обличен, Не быв подьячим защищен. Итак, к подьячим прибегайте, Которым кнут и впредь грозит, Как можно взятки им давайте: Они спасенье вам и щит; Они вам век защитой будут И вашу дружбу не забудут, Доколь пребудет в них живот И их не изведется род. Примечание: Ода на подьячих. Впервые—изд....
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: стало мне здесь больше хлопотать. Год целый жил я здесь, и жил лишь по-пустому. Пусть место то не мне достанется — другому, Кто больше хлопотать умеет моего; А я благодарю всем сердцем за него. Досады столько в том и столько огорченья, Что бросить всё пришло и выйти из терпенья. Уж для меня и то уж скукой мнится быть, Чтобы по городу поклоны разносить И, выпуча глаза, пешком или в карете, Поклоны развозить к боярам на рассвете, И время в суете столь гнусной провожать, И беспокоиться, досадовать, скучать. Скучать, когда куды приедешь ты раненько Или приедешь ты куды уже поздненько, Иль что ты принужден часов десяток ждать, Пока боярин твой со сна изволит встать, И между тем в сенях с лакеями толчися И, на бесчинства их смотря, хотя взбесися; И всякому давай лакею ты отчет И будто на допрос перед судом ответ, Кто ты таков и что за ну́жду ты имеешь, Коль прежде знать его ты чести не имеешь, И тот или другой изволит вопрошать: «Как вас зовут, сударь, и как про вас сказать?» А наконец, прождав всё утро ты напрасно, Услышишь для тебя известие прекрасно, Что барин ныне-де недомогает твой, И ехать с тем изволь на этот раз домой; А барин только тем одним недомогает, Что видеть никого в тот день он не желает. Наутро ты опять к нему приедешь с тем, О деле чтоб ему напомянуть своем И обстоятельно об нем с ним изъясниться, Но то ж, что было уж, опять с тобой случится. Так должен ездить ты к...