• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1775"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W Z
    Поиск  
    1. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер. Часть 4
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    2. Письмо к. г. К. сочинителю Сатиры I
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    3. Часть картины садящегося солнца
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    4. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    5. *** ("Владыки и цари всего земного мира... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер. Часть 4
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: наиболее народным, широко доступным и популярным видом литературы. В ней нашло свое выражение то «сатирическое направление», которое в русской литературе XVIII века знаменовало ее реалистические тенденции, ее тесную связь с жизнью. В условиях деспотического гнета самодержавно-крепостнической монархии, сковывавшей прогрессивные устремления русской общественной мысли, басня предоставляла возможность «эзоповским языком» критиковать и осмеивать общественные неполадки, разоблачать несправедливость государственного строя. Поэтому в условиях русской действительности басня из отвлеченно моралистического жанра становилась средством сатирического обличения. Эту сатирическую направленность басенному жанру придал уже один из крупнейших русских баснописцев XVIII века — А. П. Сумароков, особенно яростно выступавший против чиновничье бюрократического аппарата — «подьячих», судейских и прочего «крапивного семени». Дворянский просветитель, Сумароков провозгласил принцип сатиры — «издевкой править нрав» — как принцип вмешательства литературы в жизнь, как своего рода общественную «самокритику». Сумароков первым придал басне национальный, даже народный колорит. Это сказалось не только в его обращении к сюжетам, взятым из русской жизни, но и прежде всего в сближении басни с народным творчеством — сказкой, притчей, пословицей. Именно из народного творчества черпал баснописец свои краски, словесный материал. Сумароков рассматривал басню под углом зрения классицистической теории «трех штилей», делившей литературу в зависимости от её содержания на три разряда: «высокий», «средний» и «низкий». Для него басня была «низким», плебейским жанром. Поэтому-то он и считал возможным (и даже должным) прибегать в ...
    2. Письмо к. г. К. сочинителю Сатиры I
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: его чрез это всех лишаешь, Чтоб собственный порок на ближнего сложить И многих и других с собою обличить. Пожалуй, этого не делай ты вперед. Тот, кто сатирою порочных осмехает, Не называя въявь, число их умножает: Всяк на свой счет тогда насмешку ту берет, Кто внутренно себя виновным признает. Когда же именно кого ты называешь, Как будто большего числа глупцов не знаешь, И тот, кто от твоей сатиры бы дрожал, Подумает: «Я прав, меня он не считал». Вот Рубов, например, Косницкий, Канпаровский, Весевкин, Ликошев, Храстов и Флезиновский,— Все, сколько б ни было писателей дурных, — Когда б не на́звал ты всех поимянно их, Ужли дотудова б они так дерзки были И собственну хулу к другим бы относили? Какой ты человек! Что, разве мудрено, Когда им знания и вкусу не дано? Когда б ворона крик свой гнусным почитала, То б с пеньем соловья его бы не мешала. А это сносно ли со стороны сносить? И дерзость надобно такую прекратить. И там, где соловьям вороны петь мешают, Там без пощады их и ловят и гоняют. А что бездельников кольнул я пером, — Кто честен, думаю, не будет мне врагом. Когда бы на меня кто, например, озлился, Что мной глупец или бездельник обличился, То стану и его равно подозревать И тож бездельником или глупцом считать, И имя и дела его изобличая. А если про кого хоть явно не скажу, Тихонько на того хоть пальцем укажу, Дам свету знать о нем, дела его вещая, Такими новые картины умножая. Примечание: Письмо к г. К., сочинителю Сатиры I. Впервые(ст. 1—22) — в примечаниях к изд.: В. В. Капнист. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.—Л., 1960, стр. 707 (по...
    3. Часть картины садящегося солнца
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Часть картины садящегося солнца ЧАСТЬ КАРТИНЫ САДЯЩЕГОСЯ СОЛНЦА Уж начал солнца луч златой ослабевати И бледный только вид багровый оставляти. Цвет огненный тогда поверхности земной, Переменяясь всё, переходил в другой. Багровая краса очам уже явилась И, множа тень свою, сугубо помрачилась; Последний, скрывшись, нам еще казало след В собравшихся парах, объемлющих наш свет. Но скоро всё и то от наших глаз сокрылось И по степе́ни в мрак сугубый претворилось. Примечание: «Владыки и цари всего земного мира...». Печ. впервые по автографу. Премудростью своей России дав закон. Речь идет, вероятно, о судебной реформе 1775 г.
    4. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: в своем издании сочинений и писем Хемницера). Естественно, что в это время сатиры могли вызвать лишь исторический интерес. Это, однако, не меняет их большого значения в творческом наследии Хемницера. Сатиры — жанр весьма важный в литературе XVIII века, узаконенный поэтикой классицизма. Уже основоположник русской поэзии Антиох Кантемир выступал прежде всего как автор сатир («К уму своему» и др.), явившись тем самым зачинателем «сатирического направления», которое столь высоко оценил Белинский как направление, подготовившее появление реализма в русской литературе. Обличая в своих сатирах современное ему общество, Кантемир проявил большую проницательность в изображении жизни, создав образы широкого социального значения. Важную роль имели сатирические послания и в творчестве крупнейшего представителя русского классицизма — А. П. Сумарокова. Развивая сатирические принципы Кантемира, Сумароков придал своим сатирам еще более злободневно-обличительный характер, гневно осмеивая неправосудие, взяточничество, корыстолюбие и бесчестные проделки подьячих, дворянскую кичливость, увлечение «галломанией». Сумароков облек сатирические послания и в определенную жанровую форму: большая часть его сатир написана...
    5. *** ("Владыки и цари всего земного мира... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: *** ("Владыки и цари всего земного мира... ") Владыки и цари всего земного мира, Богами избранны род смертных управлять! Для вас поет моя настроенная лира И с жаром вам теперь стремится то вещать, Что́ может добрый царь для своего народа. Делами может быть подобен он богам, Перерождается таким царем природа, Он век златой своим странам. Екатерина то в России днесь явила, Премудростью своей России дав закон, Она блаженство ввек России совершила И вечный в их сердцах себе воздвигла трон. Прости, монархиня, что смертный мог дерзнуть Священное твое сим имя изрещи. Примечание: «Владыки и цари всего земного мира...». Печ. впервые по автографу. Премудростью своей России дав закон. Речь идет, вероятно, о судебной реформе 1775 г.