• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1774"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W Z
    Поиск  
    1. Ода на славную победу, одержанную победоносною армиею ее императорского величества над неприятелем при городе Журже, и на завладение оного города февраля 4-го дня 1770 года
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    2. Творчество Хемницера
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    3. Сатира на прибыткожаждущих стихотворцев
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    4. На смерть Троепольской ("Возможно ли, что век цветущий свой скончала...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    5. Модзалевский Б.Л.: Хемницер Иван Иванович
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    6. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    7. От имени италиянца, приехавшего в Россию из Италии, где Березовский учился, и увидев его
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    8. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Письмо Барнвеля к Труману из темницы. Героида
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    10. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    11. Сатира II. На худое состояние службы и что даже места раздаваемы бывают во удовольствие лихоимства
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ода на славную победу, одержанную победоносною армиею ее императорского величества над неприятелем при городе Журже, и на завладение оного города февраля 4-го дня 1770 года
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    Часть текста: И НА ЗАВЛАДЕНИЕ ОНОГО ГОРОДА ФЕВРАЛЯ 4-ГО ДНЯ 1770 ГОДА Воспой, о Муза! снова ныне Дела героев росских нам, Что в славу нашей монархи́не, Дай волю разным голосам. Делам ее примеров нет, Чему дивится целый свет. Что сделать веки не могли, То малая частица оных Днесь учинила в самых новых, Где чудеса произошли. Как на бурливом океане Волны за волнами бегут, Так славные днесь россияне Победу за победой ждут. Когда орканы разъяренны, А разъярясь, неутомленны И в недрах океана рыть. Подобны россы сим орканам, Что с Мустафою агарянам Грозят их гибелью покрыть, Трясенье за трясеньем стало У них от росских сильных рук, И ужас, страх им удвояло Екатерины имя звук. Тут попраны совсем злодеи, Истреблены их все затеи, И бегством мало лишь спаслось: Российски Марсовые дети Мечом что не достали в сети, В Нептунов край отправилось. Минерва, россов героиня, Премудрость воинам соделить, Их неусыпна монархиня, Чтоб стадо сра́цин поразить. Марс с мусульманами играет, Как прах повсюду рассевает Посредством росских громов сил. Уж не толпами в россы рвутся, Нет, бегством, думают, спасутся; Но кто из них не жертвой был? Так в мире действует Спаситель,...
    2. Творчество Хемницера
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    Часть текста: 1 Отец Ивана Ивановича Хемницера, саксонский уроженец Иоганн Хемницер, приехал в Петербург в начале XVIII в. В России он служил военным штаб-лекарем, а затем был инспектором Сухопутного госпиталя. Иван Иванович Хемницер родился 5 января 1745 г. в Астраханской губернии. В 1755 г. семья переехала в Петербург. Здесь отец поместил сына к учителю латинского языка при врачебном училище, готовя его к медицинской карьере, но 13 лет Хемницер самовольно поступил в солдаты пехотного Нотебургского полка. Рано познакомившись с суровыми сторонами жизни, Хемницер и в дальнейшем не добился значительного положения и постоянно боролся с бедностью. Служебная карьера была трудна для разночинца, не имевшего влиятельных связей, человека большой честности, говорившего о себе, что он «подлости всегда и знатных избегал». Прослужив 12 лет, Хемницер оставил полк и перешел в горное ведомство, которым заведывал тогда М. Ф. Соймонов, родственник его друга, Н. А. Львова. С Львовым Хемницер познакомился вскоре после 1770 г. В 1770 г. Хемницер напечатал свое первое произведение,...
    3. Сатира на прибыткожаждущих стихотворцев
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: ты за стихи», — мне некто говорил, Как в руку я перо с бумагой ухватил. «Так, за стихи, мой друг». — «Не оду ли какую Похвальну написать ты думаешь такую, Чтоб громки нынешни победы описать И победителей в них славу воспевать, С другими наряду о их делах гласити?» — «Ты вздумал надо мной, я вижу, подшутити. Нет, ошибаешься. Я оды чтоб писал И славу сих мужей великих воспевал, Которые пример людей великих стали, Тех, коих в древности великими считали, Которы славою весь удивили свет И будут удивлять до самых поздных лет! Нет, нет, я не хочу никак прослыть скотиной, Вороне карканьем не петь свист соловьиный, Орловых, Паниных, Румянцевых чтоб петь, Великих сих мужей и должно дух иметь. Вещать, как тот врагов был флота истребитель, Как победитель тот врагов и примиритель. Как Панин вечно флаг российский тем прославил, Что на стенах взвевать Бендер его заставил. Нет, нет, на труд такой моих не станет сил, А льстить и нагло лгать я вечно не любил И соплетать хвалу, достоин кто презренья. Кричати, например, без всякого зазренья: «Се воин истинный и се прямой герой! Им, им-то низложен врагов был сильный строй!» Кто неприятеля и имени боялся, Не только чтобы с ним он как герой сражался; Коль, например, скажу, что город штурмом взял, С погонщиками кто в пустой в него вбежал И «ви́ват!» на валу кричал на всем просторе, — Что скажет свет тогда о сем подобном вздоре? Иль если орден кто за лошадь получил, Котору к месту он, по счастью, подарил, А я скажу, что тот за храбрость орден носит, Кто трусостью своей военный чин поносит, — Ведь осрамят меня и скажут, что мой стих Из гнусных сочинен прибытков лишь одних. Так, как и в истину почасту то бывает, Что жадный стихоткач героем называет Кто низким был таким буяном иль борцом, Каким он сделался из прибыли творцом. И по заказу он стихи свои слагает И только рифмы лишь без смысла прибирает, Как чеботарь или так точно,...
    4. На смерть Троепольской ("Возможно ли, что век цветущий свой скончала...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: На смерть Троепольской ("Возможно ли, что век цветущий свой скончала...") Возможно ли, что век цветущий свой скончала, Которая игрой своей нас утешала И слезы сладкие нас заставляла лить, Как Мельпомену нам собой изображала. Кто Мельпомену нам, кто может возвратить? Примечание: На смерть Троепольской. Впервые — Ученые записки ЛГПИ, стр. 29, Троепольская Татьяна Михайловна (1737—1774) — трагическая актриса. Неожиданная болезнь и смерть Троепольской была воспринята современниками как тяжелая потеря для русского театра (ср. стих. Сумарокова «Г. Дмитревскому», 1774).
    5. Модзалевский Б.Л.: Хемницер Иван Иванович
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: впоследствии инспектора Петербургского сухопутного госпиталя Иоганна Адама Хемницера († 1789), уроженца города Фрейберга в Саксонии, род. в Енотаевской крепости (ныне город Енотаевск) Астраханской губернии 5 января 1745 г., умер близ Смирны 19 марта 1784 г. Грамоте научился он от родителей, лишь только начал говорить; вскоре отец сообщил ему первые сведения из немецкого и латинского языков и арифметики. Поступив затем на воспитание к жившему в Астрахани пастору Нейбауэру, Х. шестилетним ребенком перешел уже в синтаксический класс, отличаясь большой усидчивостью и недюжинными дарованиями. Затем с ним занимался один инженерный офицер, преподававший ему арифметику и геометрию. В 1755 г. молодой Х. был привезен в Петербург и отдан матерью к школьному учителю, а в следующем году, приехавший из Астрахани отец поместил его к учителю латинского языка при врачебном училище, предназначая сына к врачебной деятельности. Но молодой Х., не внимая советам отца, пожелал идти в военную службу, и на 13-м году, 27 июня 1757 г., определился солдатом в Нотебургский пехотный полк, где вскоре своим кротким характером заслужил расположение начальства и стал повышаться. В 1759 г. Х. был со своим полком по случаю семилетней войны в Кенигсберге, где и встретился после двухлетней разлуки со своим отцом, который, в звании штаб-лекаря, отправился с армиею в Пруссию. По возвращении в Россию, Х., перейдя на службу в Копорский...
    6. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: однако, не меняет их большого значения в творческом наследии Хемницера. Сатиры — жанр весьма важный в литературе XVIII века, узаконенный поэтикой классицизма. Уже основоположник русской поэзии Антиох Кантемир выступал прежде всего как автор сатир («К уму своему» и др.), явившись тем самым зачинателем «сатирического направления», которое столь высоко оценил Белинский как направление, подготовившее появление реализма в русской литературе. Обличая в своих сатирах современное ему общество, Кантемир проявил большую проницательность в изображении жизни, создав образы широкого социального значения. Важную роль имели сатирические послания и в творчестве крупнейшего представителя русского классицизма — А. П. Сумарокова. Развивая сатирические принципы Кантемира, Сумароков придал своим сатирам еще более злободневно-обличительный характер, гневно осмеивая неправосудие, взяточничество, корыстолюбие и бесчестные проделки подьячих, дворянскую кичливость, увлечение «галломанией». Сумароков облек сатирические послания и в определенную жанровую форму: большая часть его сатир написана шестистопным ямбом с парной рифмой. Сатирические послания Хемницера, которые он, по предположению Я. К. Грота, начал писать с 1774—1775 годов, не только дополняют наше представление о нем как о баснописце, но имеют и важное самостоятельное значение. В них особенно полно и резко выражена социальная направленность его творчества. Сатиры Хемницера, в которых он выступает продолжателем традиций Кантемира и Сумарокова, рисуют неприглядную картину тогдашнего государства, его...
    7. От имени италиянца, приехавшего в Россию из Италии, где Березовский учился, и увидев его
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: От имени италиянца, приехавшего в Россию из Италии, где Березовский учился, и увидев его Ты здесь? Постой! Нашел тебя я наконец, Неблагодарный ты и хищник и беглец. Возможно ль поступить, как поступил ты с нами, С любившими тебя и чтившими друзьями? Не только сам от нас ты скрылся и исчез, Евтерпу ты у нас похитил и увез. Примечание: От имени италиянца, приехавшего в Россию из Италии, где Березовский учился, и увидев его. Впервые — Ученые записки ЛГПИ, стр. 29. Березовский Максим Созонтович (1745—1777) — композитор; учился в Италии в 1764—1774 гг. Евтерпа (греч. миф.) — муза лирической поэзии и музыки.
    8. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: начале XVIII в. и долгое время колесившего по провинциальным углам, пока, нако­нец, ему не удалось пристроиться в Аст­рахани. Вскоре Ивана Ивановича отдали в обу­чение местному пастору. Русскому языку его учили другие, а знакомый инженер­ный офицер давал будущему баснописцу уроки арифметики и геометрии. В 1755 по переезде в Петербург отец отдал его во врачебное училище, желая дать ему медицинское образование. Но перед гла­зами Xемницера был пример отца, получавшего гроши за лекарскую карьеру. Три­надцати лет ушел из дома и, скрыв воз­раст, добровольно поступил в Нотебургский (Шлиссельбуржский) полк. Двенад­цать лет продолжалась военная служба Ивана Ивановича В 1766 он получил первый офицер­ский чин. Xемницер участвовал в военных по­ходах. В 1769 без сожалений оставляет армию и поступает на службу в Горное училище, всерьез занимаясь минерало­гией. Он перевел на русский язык книгу И. Лемана «Кобальтословие» (1778). В начале 70-х гг. Xемницер Иван Иванович входит в дружеский державинский кружок, из членов...
    9. Письмо Барнвеля к Труману из темницы. Героида
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: сем: Льсти убегая, ты откроешься во всем; В том удовольствие за труд сей полагаю. О подлиннике ты известен уж, я знаю; В нем тьма красот, но нет их в переводе сем. Из недр темницы днесь Барнвель к тебе зовет В слезах, мученья полн, что грудь его грызет, Барнвель, твой друг, но им и недостоин слыти, Которого, познав, стыдом ты будешь чтити; Барнвель!.. твой друг!.. О, сколь, любезный Труман мой, Я, имя осквернив то, предан грусти злой! Увы! я долго в нем чтил славу, утешенье; Сладчайша мысль о нем смертельно мне мученье. Но чем начну? могу ль тебе всё рассказать И часть свою рукой бессильной описать? Тебя вниз пропасти вслед за собой водити И горькость в грудь твою вины моей пролити? Твой чистый светлый век в спокойствии течет, А мне вин повестью мрачить его? Ах, нет! Несчастный!.. тщись со мной хоть втайне воздыхати И непорочности блаженство почитати. Что говорю? чтоб глас, который в целый свет Раздастся и везде тьмы звуков издает, Тебе б мог повторить в местах уединенных, Что мне за казнь вкусить за тьму мной зол свершенных; Злодейство б возвестить, раскаянье сокрыть? Нет, с ужасом, но сам хочу всё объявить, В картине страшной сей я прелесть мню сыскати; Несчастлив, винен я, тщись обо мне рыдати. Так известись о всем. Еще ты быв со мной И от меня в поля не отозва́н весной, Ты сердце знал мое, ты знал мою дражайшу, Ты нежность сам мою, о друг мой, чтил сладчайшу. «Драгой Барнвель, — ты рек, — я еду, будь счастлив, Со добродетелью любовь соединив». Чьи б не могли сердца жестоки обожати Ту пагубну красу, ты должен сам сказати. Приятность, младость, вид, тьма прелестей таких Не столько сил иметь могли в очах моих; Несчастья самые ее оружьем были, И боле прелестей ей силы слез служили. Ее в безвестности, что...
    10. Степанов Н.Л.: Иван Хемницер
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: наряду с Крыловым обычно называется имя Хемницера. Белинский, не склонный к щедрым похвалам по адресу писателей XVIII века, очень точно определил место Хемницера в истории русской литературы: «Хемницер, Богданович и Капнист, — писал он, — ... принадлежат... ко второму периоду русской литературы: их язык чище, и книжный реторический педантизм заметен у них менее, чем у писателей ломоносовской школы. Хемницер важнее остальных двух в истории русской литературы, он был первым баснописцем русским (ибо притчи Сумарокова едва ли заслуживают упоминовения), и между его баснями есть несколько истинно прекрасных и по языку, и по стиху, и по наивному остроумию»(1) Отмечая важную роль Хемницера в создании русской национальной басни, Белинский справедливо указывал, что Крылов «много обязан» своему предшественнику.(2) Басни Хемницера обладали той доходчивостью, той художественной выразительностью, которые обеспечили им широкую популярность Достаточно сказать, что до середины XIX века вышло 35 изданий басен Хемницера. Многие стихи из них перешли в пословицы. 1 Иван Иванович ...