Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 110).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: ("Кто тайны собственной своей не сохранил... ") Кто тайны собственной своей не сохранил, Как требовать, чтоб тот другого тайну скрыл? Примечание: Двустишие «Кто тайны собственной своей не сохранил...» впервые — изд. Грота, стр. 292. Часть двустиший опубликована Л. Е. Бобровой в Ученых записках ЛГПИ, т. 164, ч. 2, 1957, стр. 67—68, и «Сборнике научных статей» (Барнаул, пед. ин-т), вып. 3, 1958, стр. 327, 329; остальные печатаются впервые по автографам. Двустишия в XVIII в. представляли собой самостоятельный жанр (иногда назывались билетом, т. к. писались на пригласительных билетах). Среди рукописей Державина сохранился такой «билет», написанный, по-видимому, на Хемницера, перед отъездом его в Смирну (ГПБ, архив Державина, т. 1): БИЛЕТ Иванушкой зовут, Иван его отец. Торговый будет гость, изрядный молодец. Часть двустиший Хемницера являются, несомненно, самостоятельными законченными произведениями. Однако возможно, что среди публикуемых двустиший и афоризмов есть и поэтические «заготовки», предназначенные для помещения в басню или сатиру (см. ...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: иль да, иль нет. Приветствия ни и ком бедняк наш не находит; С учтивством подойдет, а с горестью отходит. Потом, За бедняком, Богач приехал в тот же дом, И не имел богач сей ни заслуг, ни чина, И был прямая он скотина. Что ж? богачу сказать нельзя какой прием! Все встали перед богачом, Всяк богача с почтением встречает, Всяк стул и место уступает, И под руки его берут; То тут, то там его сажают; Поклоны чуть ему земные не кладут, И меры нет как величают. Бедняк, людей увидя лесть, К богатому неправу честь, К себе неправое презренье, Вступил о том с своим соседом в рассужденье. "Возможно ль, -- говорит ему, -- Что так людей богатство ослепляет! Достоинствы того, кто беден, помрачает, А кто богат, того пороки прикрывает. Куды как это огорчает!" -- "Дивишься ты чему! -- Другой на это отвечает. -- Достоинств ведь взаймы не ищут никогда, А денег завсегда". Примечание: Богач и бедняк. Впервые — изд. 1779 г., стр. 60. Печ. по изд. 1782 г., ч. 1, стр. 70. В изд. 1799 г. ст. 4 и 5 исключены, вместо стр. 27—29 напечатано: Хотя заслугой, ни умом, Ни чином он не отличался, Но только в двери показался — Сказать нельзя какой прием! Вместо ст. 41—49: «Зачем, — он говорит ему, — Достоинствам, уму Богатство свет предпочитает?» — «Легко, мой друг понять: Достоинства нельзя занять, А деньги всякий занимает». Хоть родом будь из конюхов. По мнению Грота, в этой фразе содержится «явный намек на Бирона» (см. изд. Грота, стр. 161), фаворита императрицы Анны Иоанновны; дед его...
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Часть текста: *** ("Сатиру какую-нибудь начать вот так... ") Сатиру какую-нибудь начать вот так: «Нет, что-то мне на ум ни<ка>кая картина сатирная не попадется, бывало-таки я вздумаю про того, про другого…» и начать описывать в самом деле лицы или поступки их, а потом, довольно описав, кончить, сказывая, что как не приходит на ум ничего, то должен я, принявшись было за перо, бросить его безо всего. Примечание: «Сатиру какую-нибудь начать вот так..». Впервые — Ученые записки ЛГПИ, т. 164, ч. 2, 1957, стр. 88.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: ее реалистические тенденции, ее тесную связь с жизнью. В условиях деспотического гнета самодержавно-крепостнической монархии, сковывавшей прогрессивные устремления русской общественной мысли, басня предоставляла возможность «эзоповским языком» критиковать и осмеивать общественные неполадки, разоблачать несправедливость государственного строя. Поэтому в условиях русской действительности басня из отвлеченно моралистического жанра становилась средством сатирического обличения. Эту сатирическую направленность басенному жанру придал уже один из крупнейших русских баснописцев XVIII века — А. П. Сумароков, особенно яростно выступавший против чиновничье бюрократического аппарата — «подьячих», судейских и прочего «крапивного семени». Дворянский просветитель, Сумароков провозгласил принцип сатиры — «издевкой править нрав» — как принцип вмешательства литературы в жизнь, как своего рода общественную «самокритику». Сумароков первым придал басне национальный, даже народный колорит. Это сказалось не только в его обращении к сюжетам, взятым из русской жизни, но и прежде всего в сближении ...
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Часть текста: В сатиру о честности О чести всяк твердит, всяк имя чести знает, Но редкий оную на деле исполняет. Примечание: В сатиру о честности («О чести всяк твердит, всяким я чести знает...»). Впервые — Ученые записки ЛГПИ, т. 164,ч 2, 1957, cтp. 67. Ср. двустишие «Божится честью он, а честь ею такая...», стр. 235.